Оральный праксис

При моторных афазиях основной упор делают на восстановление артикуляционных укладов, путем отработки упражнений артикуляционной гимнастики.

Что делать, если человек не может даже произвольно высунуть язык, подуть, облизать губы? Ни о какой артикуляционной гимнастике на данном этапе не может быть и речи.

Частым последствием перенесенного инсульта становится нарушение орального праксиса, а именно — нарушение способности совершать дифференцированные действия мышцами лица, губ, языка.

Наша задача проверить сохранность умения воспроизвести ряд оральных поз (подуть, по-цокать, пощелкать, посвистеть, надуть обе щеки, каждую щеку поочередно):

а) по словесному заданию («подуй на меня», «надуй щеки»);

б) по оптическому образцу (одновременно со словесной инструкцией демонстрируем заданное действие своими губами, языком).

При выполнении проб обращаем внимание на объем движений, симметрию и скорость.

Часто в раннем периоде после инсульта выполнение указанных движений невозможно. В таком случае просто необходимо оживить подвижность органов речи. Тем самым мы создадим базу для восстановления в последующем артикуляционного праксиса.

В таком случае не отчаиваемся, а активно и с боевым настроем беремся за дело и зеркало!

Как показывает практика, самостоятельный выход из этого состояния крайне продолжительный  и не всегда результативный.

Настоятельно рекомендую с первых дней стабильного состояния больного приступать к выполнению несложных упражнений, которые значительно ускорят восстановление подвижности органов речи.

Отлично зарекомендовала себя на практике авторская подборка упражнений для успешного растормаживания базовых движений органов речи и восстановления речевого дыхания. Эти навыки жизненно необходимы на ранних этапах восстановительной работы после инсульта и черепно-мозговых травм.

Далее уже возможным станет переход к классической артикуляционной гимнастике и произвольной речи. 

Зеркало на всех этапах восстановления речи обязательно для самоконтроля!!!!!

Также нам помогут различные подручные средства.

Время и продолжительность занятий выбирайте интуитивно, исходя из самочувствия близкого человека. Старайтесь заниматься хотя бы в течение 10 минут несколько раз в день. Обязательно обеспечьте положительный настрой и подбадривания!

Если какое-то задание не удается выполнить, предложите другое. Бывает, что то, что вчера получалось, сегодня никак не удается вспомнить, это нормально. Учитывайте, что головной мозг еще пребывает в нестабильном состоянии. В таком случае попросту переключаемся на другой вид деятельности, а позже пробуем повторно выполнить вчерашнее задание.

Требования ко всем упражнениям едины:

  • Обязательное выполнение предложенных упражнений перед зеркалом
  • Личный пример – демонстрация задания
  • Если не получается сразу выполнить в желаемом виде упражнение – это нормально для данного этапа. Все равно регулярно пробуем, поверьте, работает!
  • Выполняем посильный уровень заданий несколько раз в день, ежедневно
  • Постепенно усложняем задания, по мере овладения простыми вариантами
  • Увеличиваем количество повторов (подходов) каждого задания ежедневно
  • И самое главное – ПООЩРЯЕМ и ПОДБАДРИВАЕМ!!!! Без этого никак!

ГУБЫ

Итак, для растормаживания движения губ рекомендую использовать пластиковую ложку. Стараемся ухватить ее губами за ручку и пытаемся удержать. Обратите внимание, чтобы кончик ложки удерживался ТОЛЬКО губами, а не фиксировался дополнительно зубами.

 

Пробуем ложку перевести в положение параллельно полу усилием губ. Удерживаем такое положение под счет до 5 и расслабляем губы, свободный край ложки при этом опускается. Повторить несколько раз.

Здесь мы отрабатываем и силу мышц губ, и произвольность действий (согласованность и синхронность команды мозга и необходимого действия губами).

В течение нескольких дней это задание станет посильным. Тогда меняем ложку на металлическую, ее сложнее удержать из-за большего веса. Для качественного выполнения упражнения так же потребуется время и ваши регулярные тренировки.

Когда выполнение задания не будет вызывать затруднений, пробуем усилиями губ повернуть ложку вправо-влево, вверх-вниз. Выполняем упражнение медленно, под счет. Повторяем несколько раз.

Усложняем. В саму ложку можно класть фасолинки, постепенно увеличивая их количество, а, следовательно, и общий вес ложки. (Естественно, фасоль заменяется любым доступным материалом).

Еще одно упражнение – пить сок через трубочку, всасывая жидкость.

Пробуем всасывать длинные спагетти губами.

На этом этапе подключаем работу с дыханием, данные упражнения хорошо усваиваются.

Сдуваем маленькие бумажки, кусочки ватки с ладони, около губ. Открываем рот и стараемся выдохнуть, тем самым сдуть с ладони содержимое.

Покажите на собственном примере и опять предложите повторить. В конечном итоге всегда получается, включается моторная память.

Затем пробуем сдувать те же предметы через трубочку. Губами держим трубочку, свободный конец которой направлен на ладонь с мелкими предметами. Дуем через трубочку, сдувая их.

Бурно позитивно реагируем на малейшие успехи и не забываем поддерживать, если не все сразу удается.

Нам понадобится трубочка для коктейлей, стакан с водой.

Берем классическим образом трубочку, зажимаем ее губами, второй конец опущен в стакан с водой, и пробуем подуть. Вы со своей трубочкой покажите предварительно, что нужно сделать, сами подуйте через трубочку в стакан с водой, устроив мини-бурю.

Ничего страшного, если в начале будет получаться всасывать воду.

Дуем мыльные пузыри через трубочку.

Предварительно можно ее укоротить. Трубочка нужна в начале, как костыль, чтобы произвольно подуть. У нас же до этого только с ней получалось направленно дуть.

Постепенно умение дуть через трубочку перейдет в навык. Тогда переходим к усложнению. Эффективно один раз подуть через трубочку, второй раз без нее, вытянув губы «трубочкой».

Вскоре  самостоятельно начнет получаться выдувать пузыри.

Поздравляю! Это очень важная победа! Ведь направленная воздушная струя – неотъемлемая часть звукообразования.

Итак, на первом этапе, начинаем с попытки подуть через трубочку в стакан с жидкостью – устраиваем «бурю в стакане». Обычно это получается спустя несколько дней после старта попыток.

Затем переходим к попыткам дуть через трубочку на предметы (задувать свечу, сдувать перо со стола и тд). То есть, в губах та самая коктейльная трубочка, через которую уже получается устраивать «бурю в стакане», но теперь второй конец не в стакане, а направляем его в нужную сторону – на свечу, ватку, перо, пуская воздушную струю на них через трубочку. Бывает, не сразу получается, тогда опять возвращаемся к «буре в стакане», пару раз дуем в воду, как только это умение освежили, достаем трубочку из воды и дуем на предметы.

Более сложным вариантом является умение выдувать мыльные пузыри. Обрезаем нашу трубочку до длины 3-5 см и через нее дуем в колечко для мыльных пузырей. Тренируемся несколько дней. После можно пробовать вынимать трубочку и переходить к самостоятельному выдуванию пузырей только сложенными «трубочкой» губами.

ЩЕКИ

Довольно-таки сложное умение – надувать щеки. Восстанавливаем постепенно. Когда уже получается дуть губами на предметы, вытянув губы вперед, мы пальцами зажимаем их – щеки надуваются. Повторяем многократно это упражнение, доводя выполнение до устойчивого навыка, когда уже помощь пальцев не понадобится. Мышцы губ относительно окрепли и в состоянии самостоятельно удерживать смычку.

Надувать поочередно щеки помогают нехитрые уловки. Набираем в рот воды и пробуем пополоскать рот. Глотаем воду и пробуем повторить эти движения без воды. Затем вновь с водой, а потом без воды и тд. Постепенно умение надувать попеременно щеки восстанавливается.

Вполне возможно, что одна щека слабее надувается. Связано это с тем, что противоположная менее подвижна вследствие инсульта, и не справляется с выталкивание воздуха. Здесь помогает обычно (опять же перед зеркалом) выполнение упражнения с помощью рук, прижимая пораженную щеку и выгоняя из нее воздух. Попеременно нажимаем то на правую щеку, выталкивая из нее воздух, то на левую. Выполняем многократно. Даем мышцам вспомнить ощущение напряжения.

Эффективным также является упражнение по выталкиванию из-за щек кружочков сырой картошки. Для этого моем, очищаем картофель, нарезаем его пластинками разной толщины и по одной кладем за щеку – между щекой и зубами. Задача человека только при помощи движения щек и языка вытолкнуть изо рта пластинку картофеля. В начале используем пластинки потолще, а при успешном выполнении задания, переходим на тонкие кружочки.

ЯЗЫК

Сложно переоценить роль подвижности языка в нашей речи. От точности, объема и скорости переключения движений зависит четкость нашей речи, качество звукопроизношения, темп речи.

И уж конечно, если язык практически неподвижен и произвольно не удается его высунуть изо рта, то необходимо приложить все усилия, чтобы его расшевелить. От этого зависит в будущем речь человека, ее качество.

В данном случае отмечается рассогласованность мозга (как командного пункта) и мышц языка (исполнительный орган). Нарушена иннервация мышц языка.

Обязательно подключаем массажи языка, которым будем раздражать его нервные окончания и тем самым стимулировать образование новых проводящих путей.

Логопеды используют специальные массажные зонды для этих целей. Вы же в домашних условиях успешно можете задействовать обычную зубную щетку (лучше с высоким уровнем жесткости щетины).

Массаж выполняем несколько раз в день, увеличивая время от 5 минут до 15-20. Не исключен массаж губ, щек. Пораженную сторону массажируем длительнее здоровой в соотношении 3:1.

Для языка используем следующие направления движений щеткой.

Используем давящие движения, перетирающие, прокачивание на одном месте.

Если самочувствие позволяет, пациент может перейти к самомассажу языка здоровой рукой.

Поверьте, даже неподвижно лежащий в ротовой полости язык, можно «уговорить» начать двигаться.

Итак, нестандартные упражнения!

Запасаемся медом, сгущенным молоком, вареньем, йогуртом…

Если имеются противопоказания к сладкому, рекомендую использовать пастообразный сыр «Янтарь». Нам подойдет любое съедобное и вязкое вещество.

Итак, поехали.

Намазываем верхнюю губу вкусняшкой. Обращаем внимание человека на этот факт, указывая на отражение его выпачканных губ в зеркале.

Отлично, если вы и себе также намажете губу, чтобы продемонстрировать желаемый результат. Рефлекторно либо нижней губой, либо языком, получится облизать вкусняшку.

Если человек вытер губу рукой, мягко повторяем инструкцию «Оближи» и демонстрируем на себе. А его внимание затем обращаем на отражение в зеркале. Мол, сделай так же. Задача – облизать языком верхнюю губу.

Многократные попытки всегда приводят к положительному результату.

Обычно здесь нам помогают рефлексы.

Ведь ваш родственник кушает, он в состоянии своим языком передвигать пищу во рту, верно? При этом произвольные движения тем же самым языком не удаются. Как такое возможно? А дело в том, что непроизвольные, рефлекторные движения сохранны. И нам необходимо при помощи наших необычных упражнений непроизвольные движения языком перевести в произвольные.

В момент, когда человеку удалось перед зеркалом рефлекторно облизать выпачканную губу, мы бурно реагируем и просим повторить. Опять же, что происходит в этот момент в мозге? А в момент непроизвольного движения языком глаза уловили это движение, мозг анализирует, что при этом сделали мышцы языка. При повторном облизывании уже откладывается образ движения, который фиксируется моторной памятью. После нескольких удачных облизываний перед зеркалом уже становится доступным произвольное высовывание языка.

Как только задание выполнено, многократно повторяем намазывание-слизывание вкусняшки с губы. Таким образом формируем устойчивый навык произвольного управления мышцами языка.

После успешного выполнения данного движения переходим к отработке дифференцированных движений языком. Работаем по тому же принципу.

С этого момента можно намазывания убрать и просто пытаться работать языком, но я не советую этого делать. Вкусняшки нам еще принесут пользу.

А именно, намазав хорошенько губы и выполняя следующие упражнения, по слизанному следу на губах будет видно, на сколько плотно к ним прилегает язык, одинаково хорошо он вытягивается в разные стороны. То есть вкусняшка будет служить нам показателем качества работы языка.

Чуть позже мы от ее использования уйдем, когда самоконтроль будет на необходимом уровне.

Еще хочу добавить, что важно обратить внимание на то, как плотно прилегает кончик языка к верхней губе, облизывая ее. Это будет видно и по следу на губе и сбоку. Важно приучить кончик языка плотно прижиматься всей поверхностью к губе. Это умение значительно улучшит в дальнейшем четкость речи.

Движения языком вправо-влево, как дворники машины.

Затем добавляем варианты.

Намазываем верхнюю и нижнюю губу, восстанавливая движения языком по кругу. (В одном направлении и в обратном).

Затем наносим вкусняшку более широкой полосой вокруг губ, ближе к носу и подбородку, стимулируя язык высовываться как можно дальше и вытягиваться как можно сильнее.

Добавляем еще один вариант. Наносим вкусняшку одной точкой над центром верхней губы (затем под центром нижней губы). То есть, просим прицельно дотянуться языком до конкретной точки. Затем наносим вкусняшку под центром нижней губы. Таким образом, язык начинает тянуться вверх-вниз, а это очень важное умение для восстановления в дальнейшем способности говорить.

Далее ставим аналогичные точки на уголки рта. В этом случае закрепляем уже движения языком вправо-влево. При успешном выполнении, можно усложнить, поставив сладкие точки чуть дальше от уголков рта, чтобы язык тянулся к щекам.

Чтобы уговорить язык выглянуть изо рта, хорошо помогает мороженое, которое мы предлагаем лизать. Поверьте, срабатывает в 99% случаев. Возможно, после нескольких попыток.

По поводу слизывания, можно добавить слизывание вкусняшки с блюдца. Наносить ее можно как сплошным слоем, так и отдельными капельками.

При этом мы будем стимулировать работу широким языком – слизывание сладкого слоя, и узким языком – слизывание сладких капелек с блюдца, что обеспечит дифференцированную работу кончика языка.

Так же облизываем языком ложки! Окунаем чайную/десертную/столовую ложку в йогурт (в зависимости от этапа работы, выбирайте размер ложки). Слизываем его только с вогнутой стороны ложки. Остатки йогурта покажут, какую сторону языка необходимо распластать, чтобы после облизывания ложка стала чистой.

Затем снова повторяем – окунаем и слизываем. И так несколько раз. Далее слизываем йогурт с выгнутой стороны ложки, стараясь максимально охватить языком ее поверхность и тд. Усложняем задание, меняя размер облизываемой ложки.

Восстановить умение щелкать языком «как лошадка» помогает сосание «ирисок» и жевательных конфеток. Суть – приклеивание конфеты к нёбу, рефлекторно язык начнет присасываться к конфете, пытаясь ее рассосать. Возникнет щелчок. Многократное повторение дает результат уже и в отсутствие конфеты.

Вообще в отношении конфет и жвачек – очень рекомендую, на этом этапе работы они существенно помогают расшевелить подвижность языка.

Естественно, процесс жевания жвачки или сосания конфеты должен быть под присмотром, дабы не допустить поперхивания!

Эффективно также плевание семечек, косточек от вишни, абрикосов и тд.

На ранних этапах восстановления подвижности органов речи мы используем подручные средства, как костыли, и взываем к рефлексам (облизать, выплюнуть и др)

Конечно, в особо сложных случаях без помощи специалиста не обойтись, я имею ввиду зондовый массаж и не только. Но данный материал рассчитан на скорую помощь в домашних условиях собственными силами. И в большинстве случаев предложенный подход дает блестящие результаты!

Важно учитывать индивидуальные особенности и тяжесть состояния – от этого зависят сроки прохождения этапа работы над восстановлением орального праксиса. В одном случае данные упражнения принесут желаемые результаты спустя неделю регулярных тренировок, в другом – понадобится месяц-два для достижения таких же успехов.

Главное – упорство, мотивация и вера в свой успех!

ДЕЙСТВУЙТЕ! У вас всё получится!!!