Слухоречевая память

Как тренировать слухоречевую память?

Нарушение которой нередко является одной из составляющих речевого дефекта после инсульта и ЧМТ.

Для расширения объема слухоречевой памяти используют повтор слов, словосочетаний, наращивание предложений.

Мы проговариваем пару слов, больной за нами их повторяет.

Затем проговариваем три слова, он повторяет.

Пробуем четыре слова и тд.

Удерживание в памяти и повтор какого-то количества слов окажется затруднительным. Это наша точка коррекции. Иными словами — с материалом попроще  — ваш близкий справляется. А в этой точке находится предел объема его слухоречевой памяти на данный момент.

И наша задача — осилить этот уровень сложности, и перейти на более сложный. Обычно для достижения заметных результатов уходит не так много времени. Важны многократные тренировки и повторы. Обратите внимание, так случается, что вчера удавалось повторить 5 слов, а сегодня такое количество не идёт. Делаем шаг назад, и начинаем работу с повтора трех, четырех слов, постепенно подготавливая мозг к более сложной работе. Как правило, десять-пятнадцать минут, и мы вновь на завоеванном уровне. Можно продвигаться дальше. Для тренировок материал следующий:

— числа однозначные;

— числа многозначные;

— слова простой слоговой структуры;

— слова сложной слоговой структуры;

— словосочетания;

— предложения различной длины.

При регулярных тренировках удается значительно расширить объем восприятия услышанной информации, удерживания ее в памяти и последующего самостоятельного воспроизведения.

Рассмотрим варианты речевого материала для увеличения объема слухоречевой памяти

Итак, напоминаю принцип работы. В каждом из блоков мы движемся от простого материала к сложному. Начинаем с удержания в памяти и повторения двух слов, затем многократно предлагаем для повторения цепочки из трех слов. Как только человек справляется с материалом предложенной сложности, переходим к цепочкам из четырех, затем из пяти слов и тд.

Разнообразим материал следующим образом.

Числа.

— 7, 1, 3, 9, 5 и тд

— 11, 17, 14, 12, 10 и тд

— 23, 56, 75, 31, 44 и тд

— 237, 1689, 45671, 343627 и тд

Слова.

— дом, кот, мяч, сын, суп и тд

— зима, рыба, каша, море, зубы и тд

— колобок, телефон, сухари, молоко, колокол и тд

— учительница, чемоданчик, метрополитен, ежедневник, кулинария и тд

Словосочетания.

— холодная вода, яркое солнце, скорый поезд и тд

— список дел: помыть посуду, сварить суп, убрать в шкафу и тд

— список покупок: 5 сосисок, 3 огурца, 2 морковки и тд

Наращивание предложений.

— ДЕТИ ПОЮТ

— ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ

— ДЕТИ ВЕСЕЛО ПОЮТ ПЕСНЮ

— ДЕТИ ВЕСЕЛО ПОЮТ ПЕСНЮ ДЕДУ МОРОЗУ

— ДЕТИ ВЕСЕЛО ПОЮТ ПЕСНЮ ДЕДУ МОРОЗУ У ЁЛКИ

— ДЕТИ ВЕСЕЛО ПОЮТ ПЕСНЮ ДЕДУ МОРОЗУ У ЁЛКИ ПОД НОВЫЙ ГОД

— ДЕТИ ВЕСЕЛО ПОЮТ ПЕСНЮ ДЕДУ МОРОЗУ У ЁЛКИ ПОД НОВЫЙ ГОД В ДЕТСКОМ САДУ

Мы рассмотрели по одному примеру в каждом разделе. Конечно же, необходимо разнообразить речевой материал, подбирая похожие цепочки. Вариантов должно быть несколько десятков, чтобы мы не заучивали одни и те же слова, а тренировались улавливать, запоминать и повторять цепочку с любыми словами в рамках актуальной сложности.