Виды речевых нарушений

АФАЗИИ

Существует несколько видов афазии, в зависимости от места локализации очага и характера речевых нарушений. Часть из них проявляется нарушением понимания речи (сенсорные нарушения), а часть – нарушением моторики артикуляционного аппарата (моторные нарушения).

Сенсорная афазия характеризуется нарушением фонематического слуха и проявляется значительным снижением, вплоть до полного отсутствия понимания речи окружающих. Будто вокруг говорят на незнакомом языке. Сам заболевший при этом довольно внятно и много говорит, пытаясь будто поймать ускользающие слова, отыскать среди них нужное. При этом речевой поток практически бессмысленный. Часто нарушается звуко-буквенный анализ и синтез.

Для восстановления речи при сенсорной афазии проводится работа по восстановлению фонематического слуха, лексического состава речи и преодолению экспрессивного аграмматизма, восстановлению чтения, письма.

Акустико-мнестическая афазия проявляется в номинативном дефиците, то есть в неспособности подобрать необходимое слово, название чего-либо. Человек может обрывочно описать предмет, но не в состоянии его назвать. Снижается объем слухо-речевой памяти.

При акустико-мнестической афазии работа направлена на восстановление слухоречевой памяти, письменного высказывания.

Семантическая афазия затрагивает восприятие сложных высказываний. То есть человек понимает ситуативную речь, простые фразы, однако, не в состоянии понять смысл сложных лексико-грамматических оборотов речи.

При семантической афазии ведется работа по преодолению импрессивного аграмматизма.

Таким образом при сенсорных нарушениях сама способность произносить звуки речи, слова остается сохранной. Утрачивается способность правильно сформулировать развернутую фразу. В разной мере страдает понимание заболевшим человеком различных сторон речи окружающих.

Афферентная моторная афазия проявляется в стирании артикуляционных укладов. Человек будто напрочь забыл, каким образом можно произнести тот или иной звук речи. При грубых нарушениях речь полностью отсутствует, язык и губы могут совершать непроизвольные движения, однако полностью не в состоянии произвольно произнести даже гласные звуки.

При коррекции афферентной моторной афазии усилия направляют на восстановление артикуляционного праксиса, преодоление аграфий, восстановление связного высказывания.

Эфферентная моторная афазия заключается в затруднениях при переключении с одной артикуляционной позы на другую, с одного звука на другой. Человек не справляется с произнесением серии звуков, и технически не в состоянии выразить задуманное.

В таком случае коррекционная работа строится на усвоении программирования и планирования слоговой структуры слова, фразы и текста.

Динамическая афазия проявляется в нарушении программирования и структурирования речевого высказывания. То есть практически не нарушена способность произносить отдельные слова, однако, собрать из них фразу человек затрудняется. В следствие чего практически отсутствует коммуникативная активность.

При динамической афазии основной задачей коррекционной работы является преодоление дефектов внутреннего речевого программирования, восстановление грамматического структурирования, создание внешних программ высказывания, ведение диалогов и пересказ текстов по вопросам и ключевым словам.

Таким образом моторные афазии затрагивают способность человека произвольно произносить звуки, серии звуков, планировать фразу. Понимание речи окружающих в большей мере сохранно. Отмечается предикативный дефицит, то есть страдает глагольный словарный запас, присутствует так называемый «телеграфный стиль». Смысл высказываний становится малопонятным и требует уточнений и наводящих вопросов со стороны окружающих.

Стоит напомнить, что при всей внешней неспособности заболевшего выразить свои мысли и потребности, не стоит ставить знак равенства между состоянием речи и состоянием интеллекта человека. Интеллект в большинстве случаев остается сохранным. Однако, если не приложить должных усилий для компенсации речевых нарушений, со временем ввиду снижения коммуникативной активности, социальной изолированности, отмечается снижение интеллекта и расстройства эмоционально-волевой сферы.

Поэтому очень важно после инсульта или черепно-мозговой травмы вовремя дифференцировать нарушение и приложить максимум усилий для скорейшего восстановления речи.

ДИЗАРТРИИ

Вследствие поражения головного мозга нередким нарушением являются дизартрии.

Главное отличие дизартрии от афазии при внешней схожести – это сохранность программирования и лексико-грамматического оформления речевого высказывания. Страдает лишь произносительная сторона речи из-за нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Наиболее часто встречаются бульбарная и псевдобульбарная дизартрии.

Бульбарная дизартрия проявляется снижением тонуса мышц органов речи, их вялостью, слабостью. Язык, губы, мягкое нёбо, голосовые связки, как тряпочка, малоподвижны. Голос иссякающий, маломодулирован. В результате речь становится смазанной, малопонятной, тихой. Затруднено глотание.

Коррекционная работа направлена на стимулирование пораженных мышц, восстановление их иннервации, объема, точности движений языка, губ, восстановление просодической стороны речи.

Псевдобульбарная дизартрия характеризуется наличием спастических параличей и проявляется в повышении тонуса мышц артикуляционного аппарата. При этом выражена асимметрия губ, языка. Затруднена переключаемость произвольных движений органов речи. Сложно артикулируемые звуки упрощаются. Все звуки, в том числе и гласные, имеют назализованный оттенок. Голос сиплый, напряженный, быстро истощаемый. Речь в целом смазанная, невнятная, монотонная. Темп замедлен.

Работаем в таком случае над нормализацией тонуса мышц органов речи, восстановлением переключаемости движений губ и языка, над голосом и речевым дыханием.

Считается, что дизартрия – гораздо более легкий диагноз, чем афазия. Однако, прогнозы успешного преодоления нарушений зависят от степени выраженности дефекта и прямо пропорциональны приложенным для выздоровления усилиям!  

А значит, запасаемся терпением, оптимистичным настроем и регулярно выполняем тренировки и массажи для органов речи. Восстановить речь можно и нужно!

ДЕЙСТВУЙТЕ! У вас всё получится!