Растормаживание речи
Уровень сохранной речи после перенесенного инсульта, травмы головного мозга может быть разным. От незначительной смазанности и заторможенности до полного ее отсутствия, вплоть до отсутствия понимания чужой речи.
В любом случае мы не сдаемся. И начинаем с пропевания «домозгакостей» знакомых песенок, которые глубоко засели в подсознании, и проговаривания автоматизированного речевого материала (счет до 10, детские стишки, пословицы, поговорки). В логопедии это называется – растормаживание речи.
То есть, мы опосредованно пытаемся запустить автоматизированную речь.
Чаще «срабатывают» песни «Ой, мороз, мороз», «Катюша», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Белые розы» и др.
Что с ними делать, сейчас подробно объясню.
Растормаживание речи
Наша задача – спровоцировать сопряженное произнесение речевого материала (числовые ряды, песни, стихотворения, поговорки и пословицы, договаривание предложений). Сопряженное – значит одновременное, совместное.
Для этого лучше установить зрительный контакт, взять за руку заболевшего и спокойным голосом начать петь. Хорошо, если при этом вы будете ногой отстукивать ритм песни, это тоже помогает настроиться.
Итак, вы поете, важно немного замедлять темп, четко артикулировать звуки, то есть с преувеличением работать губами, открывать рот, демонстрируя положение языка и тд.
В таком виде нужно пропеть всю песню. Эмоционально радуемся, можно поаплодировать. Затем начинаем с начала, только уже на первых словах мимикой приглашаем присоединиться. Можно постучать своим пальцем по подбородку заболевшего и указать на свой поющий рот. Можно своими пальцами аккуратно пытаться «включить» артикулирование гласных звуков:
- на «о», «у» в песне пальцами собираем в трубочку губки,
- на «ы», «и» в песне растягиваем губки.
Повторюсь, все действия производим при согласии нашего пациента и при его расположении.
Таким образом мы несколько раз подряд поем одну и туже песню, затем можно взять другую, оценить реакцию на каждую. При первых признаках усталости, даем отдохнуть. За день можно прибегнуть к таким тренировкам до 10 раз.
Стоит отметить, что выбор автоматизированных речевых рядов может быть разнообразным и зависит от багажа самого человека, с которым мы работаем. То есть использование новомодных песен у людей старшего поколения вряд ли даст ожидаемые результаты, аналогично, с молодым пациентом не имеет смысла петь песни типа «По Дону гуляет казак молодой…»
Такой же подход и к выбору стихотворного материала.
Универсальными и часто срабатываемыми на моем опыте оказались стихотворения Агнии Барто из серии «Игрушки» («Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…» и др). Особенно удачно они запускают речь у женщин, возможно потому, что женщины, будучи мамами и бабушками, часто эти стихотворения читают детям и знают их наизусть.
Обязательно подключаем ритмичное проговаривание числовых рядов от 1 до 10, дней недели, месяцев года.
Так же отрабатываем поговорки и пословицы.
Отстукиваем ритм и проговариваем, мимикой приглашая присоединиться к договариванию фразы:
- Век живи — век…… учись.
- Тише едешь — дальше…… будешь.
- Семь раз отмерь и один раз…… отрежь. И тд.
Растормаживание речи очень эффективно на первых порах (в первый месяц) после инсульта, травмы головы.
Занимаемся ежедневно, несколько раз в день. Это важно!
В большинстве случаев заболевший спустя непродолжительное время начинает подключаться к совместному пропеванию/проговариванию. Наше пение, счет, стихотворения для него служат своеобразным костылем, на который опирается мозг, чтобы начать говорить. При грубых нарушениях даже просто открывание рта в момент вашего пения/проговаривания автоматизированных рядов – это уже победа. Спустя день-два вы заметите, что рот уже не просто открывается, а губы пытаются артикулировать звуки, язык хоть и вяло, но поднимается вверх, пытаясь занять необходимое в данный момент положение и тд. Значит вы на правильном пути. Затем добавляется подобие пения мелодии, где-то с верными звуками, слогами и даже словами. Далее уже получается пение с единичными ошибками в словах. Но это уже результат для вовсе неговорящего человека!!!
Если же нарушения не столь грубые, то этот этап работы вы осилите за пару дней.
Бывает и так, что данный вид деятельности не приносит молниеносных результатов, но это абсолютно не означает, что «ничего не поможет».
В таком случае подключаются другие виды деятельности по стимулированию речи.
ДЕЙСТВУЙТЕ! И У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!