Причины нарушений речи

Для начала предлагаю разобраться в строении речевого аппарата.

Условно он делится на центральный и периферический.

Центральный речевой аппарат – это непосредственно головной мозг, в котором расположены речевые центры, отвечающие за движения органов речи, за их переключение с одного положения на другое, за программирование речевого высказывания, за фонематическое восприятие, за слухоречевую память, за восприятие символов (букв, цифр).

Периферический речевой аппарат – это нервные волокна, передающие импульсы от головного мозга непосредственно к органам речи, и сам артикуляционный аппарат: язык, губы, зубы, мягкое, твердое нёбо, голосовые связки.

Речь устная или письменная возможна только при полноценном функционировании всего речевого аппарата.

Например, возникла потребность что-то сказать – сработал центр, отвечающий за программирование речевого высказывания (осуществился подбор нужных слов и определилась их последовательность), зародилась фраза. Подключается фонематический анализ, в котором определяется какие звуки и в какой последовательности необходимы для формулирования задуманной фразы. Далее идет подбор серии артикуляционных положений, которые в результате дадут озвучку задуманному. Вся эта работа несколькими речевыми центрами происходит молниеносно и автоматически. Затем нервные импульсы мгновенно передают эту информацию, как инструкцию, к органам речи, которые, в свою очередь, точно воспроизводят заданную последовательность звуков, что в конечном итоге звучит, как высказывание.

Рассмотрим пример восприятия чужой речи. Органы слуха уловили речевой поток. Передали его в виде импульсов в головной мозг, где начинается работа сразу нескольких речевых центров. Идет распознавание услышанных звуков (фонем), фонематический анализ, идентификация получившихся слов (подбор в пассивном словарном запасе их значения), затем происходит анализ комбинации слов (так как в словосочетаниях смысл слов несколько меняется), то есть идет анализ семантики – смысла данного сочетания слов. В итоге один человек понимает суть сказанного другим человеком.

Далее предлагаю понять суть процессов письма и чтения.

Возникла потребность что-то написать. Уже описанный выше процесс запускается. Начинается планирование фразы. Подбор необходимых по смыслу слов и выстраивание их в необходимой последовательности. Затем идет фонематический анализ необходимых слов, определение звуков и их очередности. Далее начинается процесс перекодирования фонем (звуков) в графемы (буквы), при помощи которых станет возможным записать задуманную фразу. По завершении данного процесса нервные импульсы передают информацию в центры головного мозга, отвечающие за моторику руки. В этот момент осуществляется написание задуманной фразы. При этом наш зрительный анализатор фиксирует процесс написания букв, полученная информация контролируется опять же речевыми центрами — точно ли графемы передали суть задуманного.

Процесс чтения происходит несколько иначе. Зрительный анализатор уловил символы, полученная информация отправляется в речевые центры, где происходит восприятие, идентификация графем, их синтез и анализ. В результате человек улавливает смысл слов, затем происходит семантический анализ комбинации слов. И только на этом этапе становится понятен смысл прочитанного.

Я попыталась максимально просто описать важные процессы устной и письменной речи, чтобы помочь разобраться в ее сложном устройстве.

 Инсульт, либо иной травмирующий фактор выводит из строя какое-то звено в сложной системе человеческой речи. При этом возникают сбои в конкретном виде речевой деятельности.

Очень важно определить, какая сторона речи нарушена, характер нарушения, так как от этого кардинально по-разному выстраивается план восстановительной работы.

Существует ряд приемов, методик, которые используются для идентификации речевых нарушений. Квалифицированный специалист в состоянии за непродолжительное время определиться с диагнозом.

В каждом конкретном случае я постараюсь подсказать, на что обратить внимание, какие особенности речи являются «маячками» того или иного нарушения.

После инсульта, травм мозга зачастую возникают следующие речевые нарушения:

Дизартрия.

Выделяют несколько разновидностей. Возникает при поражении нервных волокон, по которым передаются импульсы от головного мозга к артикуляционному аппарату. В этом случае центральный аппарат речи не пострадал, то есть работа речевых центров не нарушилась. Человеку доступна полноценная речь, восприятие чужой речи, письмо и чтение. Страдает артикуляционный аппарат, что проявляется в парезах (ограничении подвижности) языка, губ, мягкого нёба. Вследствие чего речь человека становится смазанной, нечеткой, обретает гнусавость. Степень выраженности речевого дефекта при дизартрии может быть различной. От легкой, когда отмечается незначительное изменение четкости речи до грубой, при которой речь практически отсутствует из-за резкой ограниченности объема движений органов артикуляции.

Афазия.

Характеризуется поражением речевых центров, расположенных в головном мозге. При афазии пострадать может не только состояние артикуляционного аппарата, возможно нарушение понимания речи в различных вариантах. Также возможны нарушения письменной речи и чтения. Степень выраженности и структуру дефекта определяет локализация очага поражения головного мозга.   

Нередко при поражении головного мозга речевой дефект носит сочетанный характер, то есть афазия+дизартрия, либо сочетание нескольких видов афазии, либо сочетание дизартрий.